Творческая страница

  Елены Осминкиной

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [17]
Главная » Статьи » Мои статьи

Рецензия на поэтическиe сборники Елены Осминкиной «Удержать в ладонях жизнь» и «Признание в любви»

Доктор философских наук,
профессор, зав. кафедрой
культурологии и религиоведения
Д.С. Берестовская


Рецензия на поэтическиe сборники
Елены Осминкиной «Удержать в ладонях жизнь»

(Симферополь: изд. ФЛП Лемешко К.А., 2013 – 152с.)
 И «Признание в любви»
(Краснодар: Парабеллум, 2014 – 152с.)

Передо мной две книги, изданные Еленой Осминкиной – членом Союза писателей России, Международного сообщества писательских союзов, Лауреатом Пушкинской премии, известным поэтом. Но мне вспоминаются далекие семидесятые годы прошлого века, литературный вечер, посвященный поэзии Сергея Есенина, на котором студентка Симферопольского государственного университета Лена читала поэму Есенина «Анна Снегина»:

     «Мы все в эти годы любили,
     Но, значит,
     Любили и нас».

       Любовь к поэзии и великому русскому слову определила и педагогическую деятельность Елены Федоровны (преподавателя русского языка и русской литературы), и поэтическое творчество, о чем свидетельствуют  две последние ее книги: «Удержать в ладонях жизнь» (2013г.) и «Признание в любви» (2014г.).
Уже во вступительной аннотации к первой из двух книг дана характеристика писателям, обращающимся к читателям со своими сокровенными мыслями «…они способны не только сами ярко ощущать бесценные проявления жизни, но и посредством слова, понятного всем, поделиться этим восприятием с другим». В поэтических строках поэт, раскрывая смысл своей жизни и творчества, определяет, о чем и как она «посредством слова» будет беседовать с нами, как «поделиться» своими восприятиями, мыслями и чувствами:

     Творить добро, искать и верить,
     Воспламеняться и любить
     В тот краткий миг, что нам отмерен,
     В счастливом осознанье «быть».

        Поражает многотемье обоих сборников, широкий охват жизненных ситуаций. Вероятно, это исходит из жизненной позиции поэта, ее понимания любви:

     Награда для любви – возможность
     Дарить себя, счастливой быть
     Без притязаний. В этом скромность
     И высший смысл ее судьбы».

Назовем лишь некоторые из тем поэтических сборников Е. Осминкиной.
«Удержать в ладонях жизнь»: поэзия, т.е. понимание автором смысла и назначения поэзии, философская лирика, пейзажная лирика, любовная лирика, описание путешествий, переводы. Второй сборник – «Признание в любви» посвящен, в основном, крымским сюжетам: природа («Этюды Крыма»), путешествия по Крыму, Крым литературный, впечатления автора от зарубежных путешествий. И здесь же – размышления о жизни, о любви, о поэзии.
Обратимся, прежде всего, к образу Крыма – «главному» герою поэзии     Е. Осминкиной. Этот образ многогранен – и во времени, и в пространстве: традиция, история и современность, крымские пейзажи, музеи, связанные с жизнью и творчеством великих соотечественников.
Например, Евпатория, Керчь, Севастополь: история – начиная с античности, но и героика Великой Отечественной, и сегодняшний день, т.е. личные впечатления поэта. Среди этих тем – Керчь – древний Пантикапей,
волнующий привет из старины (Деметра, Митридат…) Как не вспомнить Пушкина:

     С Атридом спорил там Пилад,
     Там умер гордо Митридат…

         И здесь Елена идет от традиций к современности – героическим событиям Великой Отечественной войны:

     В сороковые годы духом сильным
     Керчь отстояли, не шагнув назад

         Тот же принцип – в описании Севастополя: поэт ощущает «времен живые нити». И, как в одном строю, Нахимов, Шмидт, защитники города в «ожесточенном гулком сорок первом…». Но здесь же – «девчонка дикая», юная Анна Ахматова.

     У Графской пристани среди колонн,
     На лестнице парадной из гранита
     Остановлюсь под свежим ветерком,
     Чтоб ощутить времен живые нити.

          Не менее интересен и Крым литературный. Стихи Е. Осминкиной посвящены прощанию Пушкина с Тавридой, пребыванию Жуковского в Крыму, Чеховская Ялта, Цветаева в Феодосии и, конечно, Дом Волошина в Коктебеле.

     Наивно тягаться во времени с камнем,
     Но с вечностью спорят поэты от Бога:
     К признанью потомков находят дорогу,
     Стихами рождая бессмертную память.

         Особым чувством автора овеяны стихи об Алом парусе Грина, но наше «особое» спасибо – за Дом-музей Паустовского. Все ли об этом знают? И все ли сегодня читают Паустовского – кумира поколения шестидесятников, к которому принадлежит и автор этого «Отзыва» на поэтические сборники Елены Осминкиной.
          Глубокое впечатление производят строки Елены, посвященные женщинам-поэтам: Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, обращение к строкам наших современниц, среди которых – одна из самых известных поэтов Крыма Галина Печаткина; представляется, эти женщины во многом близки, прежде всего, в любви к Крыму.
Е. Осминкина вместе со своими героинями
     «В плену у красоты,
     Что щедро дарит Крым».

        Сочетание описаний крымских памятных мест, достопримечательностей, обращение к образам великих деятелей культуры, живших и творивших в Крыму. И самовыражения автора – характерная черта поэзии Елены Федоровны Осминкиной.
«Раздел «Путешествия по Крыму» посвящен посещениям Алушты, Бахчисарая, Белогорска, Судака, Гурзуфа и другим, где особая роль отведена Севастополю.
Так, «Гурзуф» - стихотворение, связанное с представителями русской культуры, посетившими или жившими в Гурзуфе. Прежде всего, это Александр Пушкин, юношей посетивший Крым, художник Коровин, на даче у которого гостили Куприн, Репин, пел Шаляпин и другие. Как и все описания Крыма и его достопримечательностей, стихотворение «Гурзуф» связано с чувствами автора:

     Висит гнездом орлиным чудо-башня
     На краешке обрыва Суук-Су…
     Сюда добравшись по тропе бесстрашно,
     Оглядываю здешнюю красу…

         Яркие характеристики любимых автором поэтов Серебряного века также сочетаются с выражением личностного отношения к великой поэзии:

     Огненная исповедь Марины
     И лиризм есенинских стихов,
     Безупречность слога с легким сплином,
     Блоковской руки черновиков,
     Строгая изящность слога Анны,
     Мыслей Брюсова глубинный след…
     Мне б глоток из озера талантов:
     В каждой капле есть духовный свет.

       Обратимся, хотя бы кратко, к художественному своеобразию, что обусловило индивидуальное поэтическое «лицо» поэзии Е. Осминкиной.
         Поэзия – искусство слова. Имея в виду определяющее значение слов в литературе вообще, автор пишет:
     Они живые, как миры:
     В них – счастье, радости, печали.
     И как беспомощно немы
     Без слов приходим изначально!

         Поэт видит и слышит всю полноту цвета и звучания слова в его обобщающем значении.
         Наиболее ярко полисемантичность слова в художественном тексте проявляется в пейзажной лирике. Е. Осминкина назвала такие стихотворения «этюдами», вероятно, имея в виду живописные этюды. Известно, что художники пишут этюды, выходя на «пленер». В изобразительном искусстве «этюд» (фр. еtud – изучение) означает произведение ограниченного размера, выполненное исключительно «на натуре», «с натуры», для тщательного ее изучения. В этюде художник решает проблемы художественной практики. Этюд может иметь и самостоятельное значение.
        «Этюды Тавриды» в книге Е.Осминкиной «Признание в любви» играют роль отдельных зарисовок, которые в итоге объединяются в широкое полотно. Они посвящены временам года («Летние стихи», «Осенняя пора», «Белый снег как белые стихи», «Зимняя грусть», «В весеннем парке» и другие).
        Французский поэт Шарль Бодлер, анализируя поэзию, вывел своеобразный «закон всеобщей аналогии» (сонет «Соответствия»), утверждая, что в поэзии «запах, цвет и звук между собой согласны». Стремление к воплощению этого «закона» мы видим в пейзажной лирике Е. Осминкиной: она многоцветна, мы слышим мелодию «в прозрачности разрушенного сада», «в покое дня, в вечерней тишине» звучат для автора «рояльные аккорды».
           К мысли о живописности слова обращались А. Блок, Р. Якобсон, С. Сергеев-Ценский, И. Бунин и многие другие. Одну из своих статей А. Блок назвал: «Краски и слова».
Автор анализируемых сборников, опираясь на опыт любимых поэтов (упомянуты многие, особо отмечены А. Ахматова, М. Цветаева, А. Блок, В. Брюсов и другие – Серебряный век), воспевает родную природу в цветах и красках. Примеров можно привести очень много. Одно из стихотворений названо «Тайны цвета», где все цвета имеют символическое значение:

      Тайна своя у каждого цвета –
     Тихо пророчит щедрое лето –
     В синих тонах – простор интеллекта,
     Сила от солнца – в желтом нередко!
     В красном – любовь, порывы и страсти,
     Мир и покой – под белою властью.
     Помни: у красок главных на троне
     Мудро владеет сердцем зеленый…»
     Лето мне пишет добрые сказки –
     Я выбираю новые краски.

        
         Русский пейзаж в поэзии Е. Осминкиной не отличается «шумной «нарядностью», «знойностью красок», но – гармонией «скромных цветов», «стройных берез», «в стройном изяществе светлых тонов…»
Каждому пейзажу найдены свои краски: «желтый фонарь луны», «бездна синевы», «в прозрачных далях горизонта», «алым краем рождается утро», закат над Коктебелем «разлился розовым мускатом», «пролилась вечерняя заря сиреневыми красками на тропы» - примеров множество.
Обратимся еще к одному стихотворению, отсылающему нас к поэзии И. Тургенева и русскому романсу:

     В туманах рождается утро,
     И вечер врастает в туман,
     И чудится тонко и смутно
     Старинно-тягучий романс.
     По утро печально седое,
     И тянет в задумчивый сад,
     Где падают листья в ладони
     Подбитым крылом в листопад.

         В пейзажной лирике автор изображает не только пространство, но и время: закат солнца происходит на наших глазах – меняются краски:
     «Жидким золотом заката
     Солнце щедро расплескалось…»
     но –
     «Краски стынут, меркнут, тонут
     в темноте слепой, безлунной,
     словно каждого коснулась
     ночь широкою ладонью.

        В поэзии Е. Осминкиной встречаются Север и Юг, день и ночь, поэты разных времен и народов, различные художественные приемы, при помощи которых перед нами оживают картины, написанные кистью талантливого поэта.

"Крымские известия" 2015 г. № 210

 


 

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (01.07.2015)
Просмотров: 960 | Рейтинг: 5.0/151
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

 

 ТРК Крым

          

         

 


Copyright MyCorp © 2024