Елена Осминкина
ВЕСЕННЯЯ МОЗАИКА МОСКВЫ
Уверена, что у каждого, кто приезжает в Москву, после встречи со столицей остаются яркие впечатления от посещения многих мест и достопримечательностей. Все они, как кусочки разноцветной мозаики, складываются в общую, более цельную картину. Моя очередная поездка сюда не стала исключением.
Москва в мае встретила острыми и душистыми запахами свежей травы и цветущих гроздей сирени, веселыми птичьими голосами, яркими красками тюльпанов и анютиных глазок, струями и брызгами бьющих фонтанов. А еще дождями, которые, впрочем, не испортили общего настроения праздника в душе и мыслях.
|
|
Столица продолжает хорошеть. Для каждой улицы и площади выбран свой стиль декораций: вазоны и арки с живыми и искусственными цветами; словно парящие в вышине искусно сделанные фигурки голубей; огромные разноцветные буквы, складывающиеся в значительное для каждого слово «МОСКВА»; цветущие сакуры, кажущиеся совершенно живыми, а не рукотворными. А то вдруг появляются три былинных богатыря, рождая в детях и взрослых ощущение, что они внезапно попали в сказку. Все эти декоративные задумки работают, создают у москвичей и гостей столицы приятное ощущение праздника, душевного комфорта.
Снова захотелось пройти любимыми маршрутами и местами, куда я приглашаю и вас, дорогие читатели. К главной площади столицы дойдем по Никольской улице, где есть особое место: дом, связанный с первопечатником Иваном Федоровым. На белоснежном здании ‒ мемориальная доска. Она гласит: «На этом месте находился печатный двор, где в 1564 году Иван Федоров напечатал первую русскую книгу». Издание называлось «Деяния и послания святых Апостолов». Напомню, что до этой знаменательной даты, в 1553 году, по царскому приказу в столице началось строительство Государственного печатного двора. Иван Федоров возглавил типографию через 10 лет, взяв к себе в работу двух подручных. Спустя два года случился пожар, а в 1571 году в результате новых московских пожаров Печатный двор выгорел полностью. При царе Михаиле Федоровиче на Никольской улице началось строительство нового каменного здания для Печатного двора.
|
|
От Никольской до главной площади страны ‒ рукой подать. Полюбуемся ею, всем архитектурным ансамблем. Задержим взгляд на полном великолепия соборе Покрова Божией Матери, часто называемого храмом Василия Блаженного.
А сейчас давайте прогуляемся по Александровскому саду. Это еще одна неповторимая часть московской мозаики. Здесь особенно многолюдно в выходные дни. Москвичи и гости других регионов России, многочисленные иностранные туристы с почтением и интересом наблюдают за торжественной сменой караула у Вечного огня, могилы Неизвестного солдата.
Голубые ели радуют глаз круглый год, а весной посетителей покоряют ароматные ноты жасмина, акации и сирени. В саду установлен памятник российскому императору Александру I. Фотографирую работу известного скульптора, народного художника России Салавата Щербакова и отправляюсь в средний сад, где находятся кассы Московского Кремля. В эту поездку хочу еще раз полюбоваться соборной архитектурой этого главного места страны.
|
|
Вместе со мной по мосту движется большое количество людей, среди которых немало китайцев, в последние годы активно путешествующих по миру. На территории Кремля всё довольно строго: есть четко обозначенные, разрешенные для просмотра туристами территории и те, что скрыты от посторонних глаз. За правилами пешеходных переходов зорко следят сотрудники комендатуры. А вокруг есть, на что посмотреть! Фотоаппарат в руках не устает запечатлевать памятники нашей общей истории и веры, живописные уголки зелени и цветов.
Длинное здание с белыми парадными колоннами ‒ всемирно известная Оружейная палата. Музей-сокровищница содержит более четырех тысяч экспонатов, представленных в экспозициях.
На противоположной стороне публику собирает знаменитый Царь-колокол. Его высота – шесть метров, а масса около трех сот тонн! Для того, чтобы отлить массивный бронзовый колокол (в 1735 г.), понадобилось полтора года подготовительных работ.
Совсем рядом ‒ еще одна известная достопримечательность: Царь-пушка, выдающееся произведение русского оружейного мастерства. Самая большая пушка в мире весит почти сорок тонн! Изготовлена литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году по приказу царя Федора Ивановича. Так сложилось, что знаменитое боевое орудие ни разу не участвовало в боевых сражениях, но служило грозным предостережением.
|
|
Самыми сокровенными местами кремлевского заповедника для меня являются соборы, от которых ощутимо веет древней историей. К четырнадцатому веку относятся первые каменные стены Архангельского собора. Красивая белокаменная резьба придает храму, выстроенному в честь Архангела Михаила, легкость и устремленность ввысь, несмотря на внушительные размеры собора. Уникальными росписями начали украшать стены еще при Иване Грозном.
Архитектурный облик Успенского собора на Соборной площади Кремля и сегодня поражает красотой и мастерством постройки. Он выложен из небольших блоков белого камня, но создается впечатление монолитности, неразделенного целого. Даже летописи отмечали, что здание выглядит, «как един камень». Пять золотых куполов, устремленных в небо, ярко сияют даже в пасмурный день.
Радует душу и Благовещенский собор Кремля! Строительство его относят к концу четырнадцатого века. Собор празднично украшают девять куполов. Прекрасны его росписи. Пол сделан из мелких блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы, которые, по приданию, привез Иван Грозный из Ростова Великого, а туда они попали из Византии.
В архитектурном ансамбле Кремля притягивает внимание Колокольня Ивана Великого. Глядя на это белокаменное сооружение с двумя золотыми маковками и колоколами, я невольно подумала: сколько же людей за прошедшие века молились и любовались всеми этими творениями мастеров прошлого! Вспомнились восхищенные строки М. Ю. Лермонтова:
Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня-великан.
Колокольня Ивана Великого началась строиться в 1329 году, еще во время Ивана Калиты. На своих белокаменных «плечах» несет 22 колокола! Они распределены по нескольким ярусам и даже имеют свои имена по особенностям звучания. Здесь и Медведь, и Лебедь, и Татарин с Ревуном, и Благовест… А в центре звонницы размещен самый большой в России колокол ‒Успенский‒ весом почти 66 тонн. Колокольня, помимо основной своей функции, в старой Москве служила также главной дозорной башней. С нее хорошо просматривались окрестности на расстоянии двадцати километров. Правда, преодолеть 329 ступеней, чтобы подняться на самую вершину, было не каждому под силу.
Соборная площадь Кремля украшена и живыми уголками природы, на которые стоит полюбоваться. И я делюсь своими фотоэтюдами.
Мы восхищались плодами мысли и рук зодчих, которые сохранились до наших дней, а мне уже не терпится пригласить вас в другое место, чтобы ощутить очарование и магию художественной кисти. Всех, кто бывал здесь или еще только собирается, приглашаю хотя бы ненадолго посетить Третьяковскую галерею. Пусть она станет еще одним фрагментом многоплановой и красочной мозаики Москвы.
Даже сильный дождь не помешал нам сюда добраться. Узнаете? Вот за этой ажурной оградой и находится всемирно известный художественный музей, образовательный и культурный центр научной, реставрационной, просветительской и издательской деятельности.
Стоит ли напоминать, что музей основан в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и содержит одну из самых крупных коллекций русского изобразительной искусства? Конечно, стоит! Прежде всего, в память об этом неординарном, удивительном человеке, гармонично сочетавшем талант предпринимателя, огромную любовь к живописи и душевную щедрость. Меценат составил завещание, в котором выразил свое желание и благородные чувства: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». Мы это эстетическое удовольствие получаем с вами каждый раз, любуясь шедеврами русской живописи, хранящейся в прославленной галерее. Экспозиция огромна, поэтому я иду сразу к любимым художникам второй половины XIX века. Кстати, эта русская живопись представлена в музее наиболее полно. Здесь находятся лучшие работы передвижников. Среди них, конечно, А. Саврасов, В. Поленов, В. Васнецов, В. Перов, И. Крамской, В. Маковский, И. Шишкин.
|
|
Посетителей немало, много молодежи. Многолюдно там, где царит живопись И. Репина, В. Верещагина, В. Сурикова. И в залах, где представлено целое созвездие имен и работ мастеров конца XIX – начала XX веков. Невозможно пройти мимо хорошо узнаваемых по стилю и сюжетам картин ‒ М. Врубеля, Н. Рериха, Б. Кустодиева, И. Левитана и В. Серова. И не проходят! Кто-то внимательно слушает комментарии экскурсовода, кто-то погружается в магию живописи самостоятельно.
|
|
Галерея обладает также богатым собранием древнерусской живописи XI―XVII веков, картинами известных мастеров, представляющих творчество советской эпохи.
В Третьяковке можно провести весь день и не заметить этого. Но столько еще хочется успеть! Среди ярких впечатлений от прогулок по Москве в памяти осталась выставка исторических фотографий на Арбате в рамках фестиваля «Московская весна». Она сделана в форме лабиринта и названа «Москва и москвичи. Путешествие сквозь столетие». Здесь можно посмотреть, как жили столичные горожане сто лет назад: как одевались, что и где покупали, чем интересовались. Внушительную часть арбатского пространства заняли полторы тысячи экспонатов. Говорят, что это самый длинный фото лабиринт в мире. Фотокадры, которые видны и в темное время суток благодаря специальным светящимся стендам, сопровождаются историческими музейными документами.
|
|
Время неумолимо. Часы на Манежной, пусть и бутафорские, напоминают об этом. Трудно покидать столицу, но утешает возможность обрести в будущем новые фрагменты из фактов, событий, впечатлений, складывающихся в яркую и многоликую мозаику Москвы.
Елена Осминкина |